Список форумов

"У Хадада"


 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

«След» и «Протослед» в античной астрологии

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов "У Хадада" -> История астрологии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Игорь Валерьевич


   

Зарегистрирован: 04.05.2019
Сообщения: 11

СообщениеДобавлено: Пн Июл 08, 2019 2:08 pm    Заголовок сообщения: «След» и «Протослед» в античной астрологии Ответить с цитатой

Название резонансного проекта Роберта Хенда и Роберта Шмидта «Project Hindsight» имеет интересный подзаголовок — «Greek TRACK». Слово «track» — «след» — употреблено авторами проекта не случайно. Это не поэтический троп, не риторическая фигура, как может показаться на первый взгляд, а научный термин, взятый из докторской диссертации французского ученого Жака Деррида «О грамматологии». Основатель современной школы структурализма в текстологии, Жак Деррида, рассматривал любой древний текст, как «след», искаженный отпечаток, неточную копию еще более древнего прототекста — так называемого «протоследа».
Пожалуй, концепция «следа и протоследа» очень наглядно прослеживается в истории с происхождением вавилонских экзальтаций и египетских терм.
В самом деле, «протоследом» греческой концепции экзальтаций планет — hipsoma — является корпус вавилонских глиняных табличек с описанием «тайных мест» планет. С точки зрения структурализма, любые изложения теории экзальтаций в греческих текстах — в книгах Маттерна, Доротея, Валлента и проч. — не более, чем «следы», искаженные и не полные отпечатки вавилонского «протоследа», поскольку истинная структура и семантика вавилонских экзальтаций, похоже, была утрачена уже в эпоху эллинизма.
Еще более запутанная история с происхождением концепции египетских терм. Недавно натолкнулся на интересную статью — Alexander Jones , John M. Steele, «A New Discovery of a Component of Greek Astrology in Babylonian Tablets: The «Terms», в которой авторы утверждают, что египетские термы — и не египетские вовсе, а вавилонские. В доказательство своего тезиса исследователи приводят три клинописные таблички III —I вв. до н.э., содержащие списки планет, размещенных именно в египетских термах. Конечно же, можно спорить о том, написаны ли эти таблички до появления греческой доктрины египетских терм или после, и не являются ли они результатом привнесенного греческого влияния.
Однако здесь интересно другое.
Клавдий Птолемей в главе 21 книги I «Тетрабиблоса» с досадой замечает, что принцип распределения аутентичных египетских терм не имеет никакого разумного основания, и взамен предлагает свою реконструкцию египетских терм, на основе учета экзальтаций, триплицитов и обителей планет. Однако, каково бы ни было происхождение терм — египетское происхождение или вавилонское — ни в египетской, ни в вавилонской астрологии не существовало таких понятий, как «триплициты планет» и «обители планет». Поэтому «триплициты планет» и «обители планет» не могли В ПРИНЦИПЕ быть положены в основу построения аутентичных египетских — или, если угодно, вавилонских — терм. А это означает, что так называемые «термы Птолемея» — не реконструкция египетских терм вовсе, а совершенно самостоятельная теория, которая никакого отношения к реальным египетским термам не имеет. Поэтому так называемые термы Птолемея, Критодема, Валлента — не более, чем «следы», искаженные отпечатки единого «протоследа», египетских (или вавилонских) терм, истинная структура и семантика которых, опять же , была утрачена еще в античности.
Допустим, Клавдию Птолемею не понравились бы не только египетские термы, но также и вавилонские экзальтации. Допустим также, что в главе 19 книги I «Тетрабиблоса» Птолемей решил бы распределить экзальтации более логичным способом, на основе учета «триплицитов» и «обителей» планет. Причем разместил бы экзальтации в совершенно ином порядке, как он это уже успешно проделал с египетскими термами. Без сомнения, полученную новую, абсолютно логичную схему распределения планет можно назвать как угодно, но только не вавилонскими экзальтациями — в древнем Вавилоне не знали ни триплицитов», ни «обителей» планет.
Иными словами, в случае с термами Птолемея, Валента и прочими модификациями мы имеем дело не с реконструкциями аутентичных теорий терм и экзальтаций, а с попытками греческого осмысления египетского — или вавилонского — наследия. Мы имеем дело со «следами» вавилонского, или египетского «протоследа».
Аналогичную историю можем наблюдать в так называемой «теории ветров» в античной астрологии.
Недавно на сайте Метнева был размещен фрагмент из Антиоха Афинского. В самом конце фрагмента, в главе 9 «Канон 4-х Ветров и 24-х Шагов» содержатся следующие строки: «Ибо, есть квадрант для каждого ветра (wind) или 3 zоidia, так что оказывается два шага на zоidion…» . Антиох описывает систему распределения ветров между градусами экзальтаций, состоящую из ЧЕТЫРЕХ ВЕТРОВ — северного, южного, западного восточного , по 3 zōidia (или 6 шагов) на каждый квадрант-ветер. Это противоречит системе, которую описывает Веттий Валлент в «Антологии»; системе, состоящей только из ДВУХ ВЕТРОВ— северного и южного.
Кажущееся противоречие легко объяснимо: ни Валлент, ни Антиох не знали истинной семантики теории ветров. Их алгоритмы определения конфликтов ветров и прочие манипуляции с ветрами — не более, чем догадки, попытки осмысления, искаженные «следы» истиной теории ветров — «протоследа», т. е. прототеории, которая не дошла до нас и смысл которой, похоже, был навсегда утрачен.
Ниже приводится ссылка на статью Alexander Jones и John M. Steele, «A New Discovery of a Component of Greek Astrology in Babylonian Tablets: The «Terms»
https://sites.google.com/site/hirundoabyssinica/home/greek_astrology
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Коваленко Сергей


   

Зарегистрирован: 23.03.2019
Сообщения: 149

СообщениеДобавлено: Пн Июл 08, 2019 4:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не вижу противоречия с Валентом у Антиоха. А значит, гипотезу с "четырьмя ветрами", считаю Вашим домыслом.

Касательно, ветров. То, недавно в "Селенодромии" приписываемой Тиресию, нашел, что третьими лунными сутками курируют Ветер (Анемос - во множественном числе). А это, значит, что идея брать ветер качестве некого сигнификатора, по аналогии с планетами, автономна. А возможно, и помимо вавилонского влияния, прежде присутствовала.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов "У Хадада" -> История астрологии Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS